Страничка школьного психолога

 

СЕМИНАР — ПРАКТИКУМ «Арт-технологии как инновационный метод в работе психолога по развитию творческого потенциала ребенка»

«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.

Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».

В. А. Сухомлинский

Вопросы обучения и воспитания одарённых детей имеют важное общественное значение: талантливый человек – особая ценность для общества. Умственные возможности ребёнка, которые могут оказаться предпосылками подлинной одарённости, не должны быть оставлены без внимания. Сделать это весьма непросто: одарённые дети тяжело адаптируются в социуме, что, как известно, отрицательно сказывается на дальнейшем развитии их таланта.

Исследования отечественных психологов подтверждают: количество одарённых детей с каждым годом возрастает, что и обуславливает необходимость поиска эффективных подходов в работе одарённости. Сложно предвидеть дальнейший ход умственного развития ребёнка, но это не означает, что ранние признаки выдающихся способностей можно игнорировать.

«Высокоодаренные дети требуют особого внимания родителей, воспитателей, учителей. Мы должны предоставить неординарным способностям этих детей пространство, сохранять в них игровое начало и развивать как эмоциональную, так и интеллектуальную сторону их личности. Только тогда они смогут творчески реализовывать свою одаренность».

Именно поэтому в МОУ «ШКОЛА № 26 ГОРОДА ТОРЕЗА» состоялся семинар практикум для специалистов психологической службы «Арт-технологии как инновационный метод в работе психолога по развитию творческого потенциала ребенка». Цель семинара-практикума: повысить профессиональное мастерство специалистов психологической службы посредством использования арт-терапевтических технологий для развития творческих способностей, формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического здоровья у участников образовательного процесса.

Участники семинара смогли окунуться в сказку и совершили путешествие в «Страну Одаренных»,  в которой есть «Храм Логики», «Лес почемучек», «Долина Творчества», «Замок Фантазии», «Горы Возможностей» и «Равнина Общения». Во время своего удивительного путешествия специалисты рисовали свое настроение, играли в подвижные игры «4 угла», создали «Географическую карту» «Страны одаренных»,  выполнили упражнения «Кляксография», «Лес почемучек», «Поздравительная открытка».

Закончилось путешествие в  «Страну одаренных» подведением итогов с помощью упражнения  «Письмо Деду Морозу». Участники  фиксировали на письмах свои впечатления, мысли, идеи, мечты, желания.

Во время семинара в очередной раз невидимое стало видимым. Участники увидели то, что обычно бывает скрыто от человеческих глаз. Наше путешествие в «Страну Одаренных» оказалось интересным и достаточно содержательным.

Акция по предупреждению насилия в семье и жестокого обращения с детьми «Дарю добро детям»

Тема жестокости в детском коллективе довольно непростая. С одной стороны, принято считать, что дети — цветы жизни, с другой — иные представители подрастающего поколения в своей жестокости во многом превосходят любого взрослого. Если в те времена детская жестокость считалась постыдной, то теперь она превратилась в одну из насущных нужд детских коллективов, начиная уже с младших классов. По всем телеканалам уже не раз поднималась эта тема: дети равнодушно снимают процесс избиения кого-либо и затем с гордостью выкладывать видеоролик в интернет.   В чем же истоки детской агрессии? И можно ли ее как-то усмирить, а еще лучше — предотвратить? Как же защитить себя и близких людей от жестокости? Что делать, если с кем-то все-таки случилась беда?  Для того, чтобы дать ответы на эти вопросы в рамках акции по предупреждению насилия в семье и жестокого обращения с детьми «Дарю добро детям» в МОУ «ШКОЛА № 26 ГОРОДА ТОРЕЗА» психологом было проведено занятие с элементами тренинга для обучающихся 7 класса: «Насилие в детском коллективе». Цель занятия: создать доброжелательную атмосферу в детском коллективе; закрепить и углубить знания детей о правах человека, о насилии и ее видах; формировать навыки правомерного поведения, умение самостоятельно принимать решения, отстаивать собственное мнение; развивать коммуникативные способности учащихся, логическое мышление; воспитывать толерантность в отношении к людям.

На занятии дети вспомнили определение понятий «жестокость», «насилие», «агрессор», «жертва», а также — информацию о видах насилия. Во время работы в группах достигли  понимания того, что насилие могут осуществлять разные люди. Привели примеры жестокости в семье, по отношению к детям со стороны взрослых и в отношениях между детьми.

Во время упражнения «Ситуации-задания» обсудили тему «клички». Оскорбительны ли они для человека, унижает ли они его. Обратили внимание на признаки проявления насилия. Выяснили, что существует 2 вида воздействия на человека: словесное (вербальное) и физическое (невербальное). Рассмотрели и обсудили различные ситуации, из которых ребята должны были найти выход, совместно разработали алгоритм действий в случае проявления жестокости и насилия

Закончилось занятие упражнением «Волшебная бабочка», в ходе которого обучающиеся достигли  понимания того, что никто не должен проявлять насилие и жестокость по отношению к другому человеку. А чтобы жестокости не было, нужно  изменить свое отношение к миру, людям, которые нас окружают.

Это занятие никого из детей не оставило равнодушным.

Международный день толерантности 

15-18 ноября в МОУ « ШКОЛА № 26 Г. ТОРЕЗА» состоялась акция, посвященная Международному дню толерантности. Понятие «толерантность» означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность – это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.

Строить отношения с другими, признавая их уникальность и неповторимость, а также право на существование, очень непросто. Поэтому в школе были организованы мероприятия, направленные на развитие коммуникативных умений:

— оформлены информационные стенды «Что такое толерантность», которые рассказывают о толковании данного термина,  информируют  о международном статусе «Дня толерантности» и отражают основные принципы толерантного отношения в общении.

— акция «Рисуем радость общения», направленная на формирование  более глубокого представления о толерантности. Данная акция помогла разобраться ребятам в важности терпимого отношения к индивидуальным различиям людей. В рамках этой акции на стенде было разрешено рисовать и писать «жителям школы» что угодно, но в рамках заданной «Днем толерантности» темы.

— активистами школы в течение дня распространялись информационные буклеты по теме.

 «День толерантности» в школе  был плодотворным и разнообразным,  позволил учащимся проявить свои творческие способности, активность, интеллектуальные возможности.

В завершении Дня толерантности учащиеся пришли к выводу: для того, чтобы школа стала территорией толерантности, необходимо:

1. Помогать людям, быть внимательнее друг к другу.

2. Уважать друг друга.

3. Принимать людей такими, какие они есть.

4. Быть веселыми и жизнерадостными!

Акциая по антиникатиновой пропаганде «Мы против курения»

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - ZhyJWzmTj8I-3-1024x1024.jpg

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 1NqN3Cne5Y8-1-1024x1024.jpg

Что такое духовность человека?

Что такое духовность человека?

От комы зла очистившись, душа едва поправилась,

Не оскверняйте пустотой сердца.

Любовь храните с верою, простое жизни правило,

Чтоб избежать *нелепого* конца.

С целью формирования духовно-нравственных качеств, системы духовных ценностей с обучающимися 5 класса психологом было проведено занятие «Что такое духовность человека?». На занятии дети определили понятие слова «Духовность», различие понятий «Душа»  и «Дух», «Духовность» и «Нравственность»; сформировали представления о духовно-нравственных качествах, системы духовных ценностей и убедились в том, что человек должен самосовершенствоваться, осознавать себя как личность. Все дети активно участвовали в занятии, тем более что эта тема очень актуальна для них.

Квест-игра «Путешествие по городу вежливости»

Много славных дел ждёт детей в будущем, но прежде всего они должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность и доброта делают их стойкими и весёлыми.

В МОУ «ШКОЛА № 26 ГОРОДА ТОРЕЗА» психологом школы для обучающихся 1-4 классов была проведена квест — игра  «Путешествие по городу вежливости». Цель квеста: способствовать нравственному развитию личности учащихся; пропаганда культуры общения; формирование у детей умения работать в коллективе.

Во время квест-игры дети совершили путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, вежливых дел и отношений. А чтобы в пути им не было скучно, они начали путешествие с веселых и дружных заданий «Доброе утро», «Кроссворд», «Мои лучшие качества», «Вежливо-невежливо», «Закончи предложение», «Дерево вежливости», во время которых дети познакомились с понятием «вежливость», «доброта», увидели необходимость употребления в речи «вежливых» слов, сформировали уважение и доброжелательное отношение к людям. Обучающиеся выполняли задания быстро и правильно, не забывая о том, что вместе они — сила.

 

Мир моих фантазий

Внутренняя жизнь ребенка проходит в фантазиях, мечтах и играх. Можно даже сказать, что дети — в основном — живут в двух мирах.

Воображаемый мир ребенка — это мир сказок, грез, собственных образов и историй; в нем живут разные персонажи, разыгрываются необходимые события, где сам «автор» нередко выступает в роли героя. Взрослый никогда по- настоящему не поймет ребенка, если не будет знать об этой его жизни.

Внимательные взрослые, особенно те, кто в силу своей профессии жили и общались с детьми, хорошо знают о фантазии ребенка. Через фантазию и игру ребенок осваивает мир взрослых, со всей сложностью его устройства, порядка, социальных ролей и человеческих взаимоотношений. Воображая себя солдатом, летчиком, полководцем, он «проживает» в действии своих героев — их характеры, поступки их героизм и благородство.

Включаясь в фантазию ребенка, можно не только лучше понять его, но и помочь справиться со страхом и другими эмоциональными проблемами.

Взрослым просто необходимо иметь время для ребенка и в течении этого времени жить в его мире, то есть играть, беседовать, фантазировать, шутить и смеяться вместе с ним. Таким образом, веселое и радостное общение с ребенком оказывается гораздо более эффективным, чем воспитание « в лоб».

25 марта в МОУ № 26 Г. ТОРЕЗА в рамках кружка «Азбука человековедения»  с обучающимися 1,2 классов психологом школы было проведено занятие «Мир моих фантазий». Цель занятия: ненавязчиво пополнить, расширить знания детей; развивать творческое воображение, фантазию, умение видеть необычное в обычном, познакомить учащихся с видами воображения.

На занятии дети проанализировали, что такое сказка, чем она отличается от “не сказки”, как придумать свою сказку. Во время упражнения «Несуществующее животное» увидели, что бывают различные  виды воображения, развили творческое мышление.

Закончилось занятие созданием «волшебного королевства»,  во время которого, дети делились своими впечатлениями от занятия.

Любовь к Родине начинается с семьи

«Любовь к Родине начинается с семьи». Эти слова легли в основу классного  мероприятия, которое прошло во 2 классе МОУ «ШКОЛА №26». Цель данного мероприятия позволило углубить представления учащихся о ценностях, о добрых традициях семьи, способствовало развитию коммуникативных качеств, творческому потенциалу детей.

Разнообразие форм работы: отгадывание кроссворда, загадок, составление пословиц позволило в конце урока построить учащимся свой чудесный Дом, в котором они живут. «Кирпичик» к «кирпичику» — Здоровье, Радость, Уют, Забота, Доброта, Улыбка,  Любовь, Уважение — одним словом в каждом Доме живет Счастье!

«АЛКОГОЛЮ СКАЖЕМ НЕТ!

Алкоголизм – это болезнь. Но болезнь более всего духовная. В основе пьянства —  духовная опустошенность, неудовлетворённость жизнью, утрата смысла бытия. Алкоголизм – это страшное зло и бедствие. Алкоголь чрезвычайно опасен для детей и подростков. Приём алкоголя нарушает процессы созревания нейронов (нервных клеток). По этой причине будут страдать интеллект, память, мышление и поведение, в неокрепшем организме под воздействием алкоголя быстро развивается целый «букет заболеваний». Употребление  алкоголя вызывает изменение состояния сознания человека. Пьянка — это блуд, и драки, и преступления… Помимо этого, в силу своего возраста, подростки не имеют осознанной перспективы на будущее, они живут настоящим.

В МОУ «ШКОЛА № 26 ГОРОДА ТОРЕЗА» психологом был проведен тренинг с обучающимися «Алкоголю скажем нет!». Цель тренинга: научить детей определять жизненные ценности; сформировать ответственное отношение к собственному здоровью и поступкам; показать всю пагубность влияния алкоголя и безответственного поведения на психическое и физическое здоровье человека.

Во время упражнений «Запретный плод,  «Поменяйтесь местами те…», «Марионетка» » дети научились осознавать свое поведение в ситуации запрета, узнали о преимуществах независимых людей» и что делает человека «зависимым», увидели, что большинство людей, оказавшись в зависимости от чужой воли, чувствуют себя неприятно, неудобно. Также, обучающиеся прорабатывали ситуации, связанные с употреблением алкоголя и составляли возможные варианты отказа. Закончился тренинг составлением  списка жизненных ценностей. Выполнение этого задания подтолкнуло детей к осознанию того, что здоровье – неоценимое счастье в жизни каждого человека».

Кружок «Азбука человековедения»

09.01.2019 в МОУ «ШКОЛА № 26 Г. ТОРЕЗА» в рамках кружка «Азбука человековедения»  с обучающимися 1,2 классов психологом школы в было проведено занятие «Как я устроен». Цель занятия: способствовать развитию самопознания у детей, рефлексивных способностей, толерантности и сплоченности, осознанию  ценности и уникальности личности каждого.

На занятии дети познакомились с предметным содержанием понятия «характер», «настроение», «чертами характера», обогатились запасом слов, используемых для обозначения черт характера. С помощью упражнения «Цвет настроения» и работы со сказкой о «Деревьях-характерах волшебного леса» актуализировали представление о хороших и плохих чертах характера.

Закончилось занятие подведением итогов с помощью упражнения «Кувшин качеств». Каждый участник разрисовывал «кувшин», определял свои положительные качества и качества, над которыми следует поработать, располагал их на кувшине и сообщал свои впечатления от занятия.

«Мир без насилия — вместе мы справимся»

Насилие и жестокость в любой форме неприемлемо. Люди должны уважительно относиться друг к другу.

К сожалению, насилие до сих пор широко распространено в нашем мире. Как же защитить себя и близких людей от жестокости? Что делать, если с кем-то все-таки случилась беда?  Кто может помочь в такой ситуации? Для того, чтобы дать ответы на эти вопросы в рамках акции по предупреждению насилия в семье и жестокого обращения с детьми «Дарю добро детям» для обучающихся 9 класса было проведено занятие с элементами тренинга»: «Мир без насилия — вместе мы справимся». Цель занятия: закрепить и углубить знания детей о правах человека, о насилии и его видах; формировать навыки правомерного поведения, умение самостоятельно принимать решения, отстаивать собственное мнение; развивать коммуникативные способности обучающихся, логическое мышление;  воспитывать толерантность в отношении к людям.

На занятии дети вспомнили определение понятий «насилие», «агрессор», «жертва», а также — информацию о видах насилия. Во время мозгового штурма «Кто может совершать насилие?» достигли  понимания того, что насилие могут осуществлять разные люди. Проиллюстрировали сценарий, в котором развиваются конфликты с помощью упражнения «Перетягивание газеты». Сформировали умение различать виды насилия, агрессора и жертву ситуации насилия с помощью практикума «Анализ ситуаций». Послушали и проанализировали притчу «Все оставляет свой след». В круге идей «Как остановить насилие» обсудили этот вопрос и предложили несколько  вариантов, как избежать ситуации насилия.

Закончилось занятие подведением итогов с помощью упражнения «Чистый экран», во время которого обучающиеся узнали для себя, что ожидает человека за каждым выбором «своего пути» — «Жизнь без жестокости», или «Существование с жестокостью». Ведь только мы сами можем принимать решения в своей жизни. Но, принимая то или иное решение, помнить о двух дорогах.

Практикум «Вежливые слова»

Как бы ни было в жизни нам туго,

Нужно вежливость не растерять,

Мы окажем внимание друг другу

И друг друга сумеем понять.

Много славных дел ждёт детей в будущем, но прежде всего они должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность и доброта делают их стойкими и весёлыми.

23 ноября в МОУ «ШКОЛА № 26 ГОРОДА ТОРЕЗА» психологом школы для обучающихся был проведен практикум  «Вежливые слова». Цель практикума: способствовать нравственному развитию личности учащихся.

Во время практикума мы совершили путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений. А чтобы в пути нам не было скучно, мы начали наше путешествие с веселых и дружных игр «Доброе солнышко», «Волшебные слова», «Будь внимателен», «Вежливо-невежливо», во время которых дети познакомились с понятием «вежливость», «доброта», увидели необходимость употребления в речи «вежливых» слов, сформировали уважение и доброжелательное отношение к людям.

Наркотики, алкоголь, курение. Скажем нет трехглавому змею!

«Единственная красота, которую я знаю – это здоровье»

Генрих Гейне

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний или физических дефектов.

Духовное и физическое здоровье  — это 2 неотъемлемые части человеческого здоровья. Они должны находиться в гармонии. Физическое здоровье воздействует на духовную жизнь. Духовное здоровье достигается умением жить в согласии с  собой, с родными, друзьями и обществом.

22 ноября в МОУ «ШКОЛА № 26 ГОРОДА ТОРЕЗА» психологом школы было проведено занятие с обучающимися 8-9 классов «Табак. Алкоголь. Наркотики. Скажем нет трехглавому змею!», цель которого — пропагандировать здоровый образ жизни, пробудить устойчивую мотивацию к здоровому образу жизни.

Во время занятия дети ответили на вопрос о том, что же такое здоровый образ жизни. А чтобы было интереснее, мы провели нашу встречу в форме игры в 3 этапа. Благодаря правильным ответам на заданные вопросы, обучающиеся узнали много полезной информации. Они отвечали на вопросы о здоровом образе жизни, вредных привычках и своим правильным ответом каждый мог заработать себе жетон. На 3-ий  этап вышли 3 игрока, набравшие наибольшее количество жетонов. И поучаствовали в игре «Вопросы из шляпы».

Закрепили занятие техникой «Чистый экран», во время которой обучающиеся узнали, что ожидает человека за каждым выбором, ведь только мы сами можем принимать решения в своей жизни. Но, принимая то или иное решение, помнить о двух дорогах — «Жизнь без наркотиков» и «Существование с наркотиками».

Акция «5 дней против насилия»

Насилие и жестокость в любой форме неприемлемо. Люди должны уважительно относиться друг к другу.

К сожалению, явление насилия до сих пор широко распространено в нашем мире. Как же защитить себя и близких людей от жестокости? Что делать, если с кем-то все-таки случилась беда?  Кто может помочь в такой ситуации? Для того, чтобы дать ответы на эти вопросы в МОУ «ШКОЛА № 26 ГОРОДА ТОРЕЗА» главным специалистом сектора профилактики и социальной защиты семей Аленниковой М. И. была проведена беседа в рамках акции «5 дней против насилия».  для обучающихся 6-9 классов.

В ходе беседы рассматривались и обсуждались различные ситуации, из которых ребята должны были найти выход, совместно разработали алгоритм действий в случае проявления жестокости и насилия. Обучающиеся достигли  понимания того, что никто не должен проявлять насилие и жестокость по отношению к другому человеку, научились распознавать насилие, научились конструктивно решать конфликтные ситуации.

В ходе беседы ребята сделали вывод, что один человек не может улучшить весь мир, но если каждый будет меняться, работать над собой, развивать в себе духовные качества, то мир станет лучше. Чтобы человек был счастливым, ему нужен уют, понимание друзей и близких.

«Что такое красивый поступок?»

16 ноября в МОУ «ШКОЛА № 26 ГОРОДА ТОРЕЗА» психологом школы с обучающимися 1-4 классов было проведено занятие «Что такое красивый поступок?»

Формой проведения занятия была этическая беседа с элементами игры, целью которой являлось — формирование нравственных норм поведения,  воспитание  у детей человеколюбия, доброты, сопереживания,  внимания к людям; выявление правильного и ошибочного представления о добрых делах.

С помощью просмотра мультфильма  «Цветик-семицветик», игры «Доброе дело» и упражнения «Капля в море» ребята актуализировали потребность в добром отношении к окружающим, сформулировали понятие доброта, эмпатия, сочувствие и мнение о том, что делать добрые дела легко.

Закончилось занятие упражнением «Мое настроение»,  во время которого обучающиеся рисовали смайлик с таким эмоциональным состоянием, которое присутствует у них в данный момент и делились своими впечатлениями о данном мероприятии.

ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩИЙ СЕМИНАР «Создание позитивного микроклимата в классном коллективе»

В школьной жизни ребенок может столкнуться с множеством проблем, но с ними можно справиться, если в классе создана комфортная атмосфера. Ведь в сплочённом детском коллективе ребята приобретают опыт межличностного взаимодействия, группового сотрудничества, социальной ответственности. Самые актуальные задачи воспитания, наиболее эффективно решаются, если разумно организовать жизнедеятельность ученического коллектива. Именно это является основной задачей постоянно действующего семинара руководителей школьных методических объединений классных руководителей, практических психологов и социальных педагогов.

14 ноября 2018 г в МОУ «ШКОЛА № 26 ГОРОДА ТОРЕЗА» состоялось очередное заседание семинара    на тему «Создание позитивного микроклимата в классном коллективе.  Цель семинара: создание благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе, снятие психоэмоционального напряжения, развитие коммуникативных способностей и позитивных внутригрупповых отношений, обеспечение педагогов практическими рекомендациями.

Участники семинара расширили свои знания о характеристиках благоприятного и неблагоприятного социально-психологического климата, факторах создания позитивного микроклимата в классном коллективе, умениях учителя, влияющих на эффективность общения, основных правилах поведения учителя в конфликтной ситуации.

Некоторые из средств создания положительного микроклимата в классном коллективе участники семинара использовали на практике. Во время упражнений «Творчество», «Театр», «Неожиданные картинки», «Ноев ковчег», «Единый шаг», «Рисунок на спине», «Пчелы и змеи», «Сердце коллектива», «Фотография нашего коллектива» каждый педагог определил для себя  те средства работы, которые положительно скажутся на эмоционально-психологическом настрое детей,  помогут детям получить физическую и психологическую зарядку.

В заключении семинара прошла рефлексия, на которой педагоги поделились своими впечатлениями, оценили актуальность темы и  возможность применения полученных знаний  на практике.

Умение слушать и слышать

Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых, основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Так в МОУ «ШКОЛА № 26 Г. ТОРЕЗА» прошло очередное занятие кружка «Азбука человековедения». Сегодня ребята учились не только слушать, но и слышать, понимать услышанное, точно отвечать на вопросы, объяснять понятие «внимательно слушать», затем совместно с руководителем кружка Танченковой Ю.А. разработали памятку, в которую записали правила эффективного слушания. А  так же во время игр «Испорченный телефон»  и «Пойми меня»  научились критически оценивать свою способность слушать и слышать.

Закончилось занятие играми на развитие внимания «Бывает – не бывает», «Дорисуй рисунок», «С точностью фотоаппарата».

«Азбука человековедения»

Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых (учителей, родителей, воспитателей, психологов), основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Так в МОУ «ШКОЛА № 26 ГОРОДА ТОРЕЗА» открылся кружок  «Азбука человековедения» для 1-2 классов, который  поможет решить вопросы, связанные с правовым и гражданским образованием, сформировать у детей чувство личного достоинства, уверенности, воспитать навыки уважения чужого достоинства и расширить общий кругозор во взаимоотношениях в человеческом обществе.

Первые два  занятия помогли детям осознать, что для эффективной работы в группе, необходимо создание благоприятной атмосферы, научиться определять личностные качества участников занятия, развить творческие способности, коммуникативные навыки. Занятия прошли очень интересно и продуктивно.

План работы практического психолога на 2017-2018 учебный год