Страничка школьного психолога

План работы практического психолога на 2018-2019 учебный год

«АЛКОГОЛЮ СКАЖЕМ НЕТ!

Алкоголизм – это болезнь. Но болезнь более всего духовная. В основе пьянства —  духовная опустошенность, неудовлетворённость жизнью, утрата смысла бытия. Алкоголизм – это страшное зло и бедствие. Алкоголь чрезвычайно опасен для детей и подростков. Приём алкоголя нарушает процессы созревания нейронов (нервных клеток). По этой причине будут страдать интеллект, память, мышление и поведение, в неокрепшем организме под воздействием алкоголя быстро развивается целый «букет заболеваний». Употребление  алкоголя вызывает изменение состояния сознания человека. Пьянка — это блуд, и драки, и преступления… Помимо этого, в силу своего возраста, подростки не имеют осознанной перспективы на будущее, они живут настоящим.

В МОУ «ШКОЛА № 26 ГОРОДА ТОРЕЗА» психологом был проведен тренинг с обучающимися «Алкоголю скажем нет!». Цель тренинга: научить детей определять жизненные ценности; сформировать ответственное отношение к собственному здоровью и поступкам; показать всю пагубность влияния алкоголя и безответственного поведения на психическое и физическое здоровье человека.

Во время упражнений «Запретный плод,  «Поменяйтесь местами те…», «Марионетка» » дети научились осознавать свое поведение в ситуации запрета, узнали о преимуществах независимых людей» и что делает человека «зависимым», увидели, что большинство людей, оказавшись в зависимости от чужой воли, чувствуют себя неприятно, неудобно. Также, обучающиеся прорабатывали ситуации, связанные с употреблением алкоголя и составляли возможные варианты отказа. Закончился тренинг составлением  списка жизненных ценностей. Выполнение этого задания подтолкнуло детей к осознанию того, что здоровье – неоценимое счастье в жизни каждого человека».

Кружок «Азбука человековедения»

09.01.2019 в МОУ «ШКОЛА № 26 Г. ТОРЕЗА» в рамках кружка «Азбука человековедения»  с обучающимися 1,2 классов психологом школы в было проведено занятие «Как я устроен». Цель занятия: способствовать развитию самопознания у детей, рефлексивных способностей, толерантности и сплоченности, осознанию  ценности и уникальности личности каждого.

На занятии дети познакомились с предметным содержанием понятия «характер», «настроение», «чертами характера», обогатились запасом слов, используемых для обозначения черт характера. С помощью упражнения «Цвет настроения» и работы со сказкой о «Деревьях-характерах волшебного леса» актуализировали представление о хороших и плохих чертах характера.

Закончилось занятие подведением итогов с помощью упражнения «Кувшин качеств». Каждый участник разрисовывал «кувшин», определял свои положительные качества и качества, над которыми следует поработать, располагал их на кувшине и сообщал свои впечатления от занятия.

«Мир без насилия — вместе мы справимся»

Насилие и жестокость в любой форме неприемлемо. Люди должны уважительно относиться друг к другу.

К сожалению, насилие до сих пор широко распространено в нашем мире. Как же защитить себя и близких людей от жестокости? Что делать, если с кем-то все-таки случилась беда?  Кто может помочь в такой ситуации? Для того, чтобы дать ответы на эти вопросы в рамках акции по предупреждению насилия в семье и жестокого обращения с детьми «Дарю добро детям» для обучающихся 9 класса было проведено занятие с элементами тренинга»: «Мир без насилия — вместе мы справимся». Цель занятия: закрепить и углубить знания детей о правах человека, о насилии и его видах; формировать навыки правомерного поведения, умение самостоятельно принимать решения, отстаивать собственное мнение; развивать коммуникативные способности обучающихся, логическое мышление;  воспитывать толерантность в отношении к людям.

На занятии дети вспомнили определение понятий «насилие», «агрессор», «жертва», а также — информацию о видах насилия. Во время мозгового штурма «Кто может совершать насилие?» достигли  понимания того, что насилие могут осуществлять разные люди. Проиллюстрировали сценарий, в котором развиваются конфликты с помощью упражнения «Перетягивание газеты». Сформировали умение различать виды насилия, агрессора и жертву ситуации насилия с помощью практикума «Анализ ситуаций». Послушали и проанализировали притчу «Все оставляет свой след». В круге идей «Как остановить насилие» обсудили этот вопрос и предложили несколько  вариантов, как избежать ситуации насилия.

Закончилось занятие подведением итогов с помощью упражнения «Чистый экран», во время которого обучающиеся узнали для себя, что ожидает человека за каждым выбором «своего пути» — «Жизнь без жестокости», или «Существование с жестокостью». Ведь только мы сами можем принимать решения в своей жизни. Но, принимая то или иное решение, помнить о двух дорогах.

Практикум «Вежливые слова»

Как бы ни было в жизни нам туго,

Нужно вежливость не растерять,

Мы окажем внимание друг другу

И друг друга сумеем понять.

Много славных дел ждёт детей в будущем, но прежде всего они должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность и доброта делают их стойкими и весёлыми.

23 ноября в МОУ «ШКОЛА № 26 ГОРОДА ТОРЕЗА» психологом школы для обучающихся был проведен практикум  «Вежливые слова». Цель практикума: способствовать нравственному развитию личности учащихся.

Во время практикума мы совершили путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений. А чтобы в пути нам не было скучно, мы начали наше путешествие с веселых и дружных игр «Доброе солнышко», «Волшебные слова», «Будь внимателен», «Вежливо-невежливо», во время которых дети познакомились с понятием «вежливость», «доброта», увидели необходимость употребления в речи «вежливых» слов, сформировали уважение и доброжелательное отношение к людям.

Наркотики, алкоголь, курение. Скажем нет трехглавому змею!

«Единственная красота, которую я знаю – это здоровье»

Генрих Гейне

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний или физических дефектов.

Духовное и физическое здоровье  — это 2 неотъемлемые части человеческого здоровья. Они должны находиться в гармонии. Физическое здоровье воздействует на духовную жизнь. Духовное здоровье достигается умением жить в согласии с  собой, с родными, друзьями и обществом.

22 ноября в МОУ «ШКОЛА № 26 ГОРОДА ТОРЕЗА» психологом школы было проведено занятие с обучающимися 8-9 классов «Табак. Алкоголь. Наркотики. Скажем нет трехглавому змею!», цель которого — пропагандировать здоровый образ жизни, пробудить устойчивую мотивацию к здоровому образу жизни.

Во время занятия дети ответили на вопрос о том, что же такое здоровый образ жизни. А чтобы было интереснее, мы провели нашу встречу в форме игры в 3 этапа. Благодаря правильным ответам на заданные вопросы, обучающиеся узнали много полезной информации. Они отвечали на вопросы о здоровом образе жизни, вредных привычках и своим правильным ответом каждый мог заработать себе жетон. На 3-ий  этап вышли 3 игрока, набравшие наибольшее количество жетонов. И поучаствовали в игре «Вопросы из шляпы».

Закрепили занятие техникой «Чистый экран», во время которой обучающиеся узнали, что ожидает человека за каждым выбором, ведь только мы сами можем принимать решения в своей жизни. Но, принимая то или иное решение, помнить о двух дорогах — «Жизнь без наркотиков» и «Существование с наркотиками».

Акция «5 дней против насилия»

Насилие и жестокость в любой форме неприемлемо. Люди должны уважительно относиться друг к другу.

К сожалению, явление насилия до сих пор широко распространено в нашем мире. Как же защитить себя и близких людей от жестокости? Что делать, если с кем-то все-таки случилась беда?  Кто может помочь в такой ситуации? Для того, чтобы дать ответы на эти вопросы в МОУ «ШКОЛА № 26 ГОРОДА ТОРЕЗА» главным специалистом сектора профилактики и социальной защиты семей Аленниковой М. И. была проведена беседа в рамках акции «5 дней против насилия».  для обучающихся 6-9 классов.

В ходе беседы рассматривались и обсуждались различные ситуации, из которых ребята должны были найти выход, совместно разработали алгоритм действий в случае проявления жестокости и насилия. Обучающиеся достигли  понимания того, что никто не должен проявлять насилие и жестокость по отношению к другому человеку, научились распознавать насилие, научились конструктивно решать конфликтные ситуации.

В ходе беседы ребята сделали вывод, что один человек не может улучшить весь мир, но если каждый будет меняться, работать над собой, развивать в себе духовные качества, то мир станет лучше. Чтобы человек был счастливым, ему нужен уют, понимание друзей и близких.

«Что такое красивый поступок?»

16 ноября в МОУ «ШКОЛА № 26 ГОРОДА ТОРЕЗА» психологом школы с обучающимися 1-4 классов было проведено занятие «Что такое красивый поступок?»

Формой проведения занятия была этическая беседа с элементами игры, целью которой являлось — формирование нравственных норм поведения,  воспитание  у детей человеколюбия, доброты, сопереживания,  внимания к людям; выявление правильного и ошибочного представления о добрых делах.

С помощью просмотра мультфильма  «Цветик-семицветик», игры «Доброе дело» и упражнения «Капля в море» ребята актуализировали потребность в добром отношении к окружающим, сформулировали понятие доброта, эмпатия, сочувствие и мнение о том, что делать добрые дела легко.

Закончилось занятие упражнением «Мое настроение»,  во время которого обучающиеся рисовали смайлик с таким эмоциональным состоянием, которое присутствует у них в данный момент и делились своими впечатлениями о данном мероприятии.

ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩИЙ СЕМИНАР «Создание позитивного микроклимата в классном коллективе»

В школьной жизни ребенок может столкнуться с множеством проблем, но с ними можно справиться, если в классе создана комфортная атмосфера. Ведь в сплочённом детском коллективе ребята приобретают опыт межличностного взаимодействия, группового сотрудничества, социальной ответственности. Самые актуальные задачи воспитания, наиболее эффективно решаются, если разумно организовать жизнедеятельность ученического коллектива. Именно это является основной задачей постоянно действующего семинара руководителей школьных методических объединений классных руководителей, практических психологов и социальных педагогов.

14 ноября 2018 г в МОУ «ШКОЛА № 26 ГОРОДА ТОРЕЗА» состоялось очередное заседание семинара    на тему «Создание позитивного микроклимата в классном коллективе.  Цель семинара: создание благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе, снятие психоэмоционального напряжения, развитие коммуникативных способностей и позитивных внутригрупповых отношений, обеспечение педагогов практическими рекомендациями.

Участники семинара расширили свои знания о характеристиках благоприятного и неблагоприятного социально-психологического климата, факторах создания позитивного микроклимата в классном коллективе, умениях учителя, влияющих на эффективность общения, основных правилах поведения учителя в конфликтной ситуации.

Некоторые из средств создания положительного микроклимата в классном коллективе участники семинара использовали на практике. Во время упражнений «Творчество», «Театр», «Неожиданные картинки», «Ноев ковчег», «Единый шаг», «Рисунок на спине», «Пчелы и змеи», «Сердце коллектива», «Фотография нашего коллектива» каждый педагог определил для себя  те средства работы, которые положительно скажутся на эмоционально-психологическом настрое детей,  помогут детям получить физическую и психологическую зарядку.

В заключении семинара прошла рефлексия, на которой педагоги поделились своими впечатлениями, оценили актуальность темы и  возможность применения полученных знаний  на практике.

Умение слушать и слышать

Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых, основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Так в МОУ «ШКОЛА № 26 Г. ТОРЕЗА» прошло очередное занятие кружка «Азбука человековедения». Сегодня ребята учились не только слушать, но и слышать, понимать услышанное, точно отвечать на вопросы, объяснять понятие «внимательно слушать», затем совместно с руководителем кружка Танченковой Ю.А. разработали памятку, в которую записали правила эффективного слушания. А  так же во время игр «Испорченный телефон»  и «Пойми меня»  научились критически оценивать свою способность слушать и слышать.

Закончилось занятие играми на развитие внимания «Бывает – не бывает», «Дорисуй рисунок», «С точностью фотоаппарата».

«Азбука человековедения»

Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых (учителей, родителей, воспитателей, психологов), основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Так в МОУ «ШКОЛА № 26 ГОРОДА ТОРЕЗА» открылся кружок  «Азбука человековедения» для 1-2 классов, который  поможет решить вопросы, связанные с правовым и гражданским образованием, сформировать у детей чувство личного достоинства, уверенности, воспитать навыки уважения чужого достоинства и расширить общий кругозор во взаимоотношениях в человеческом обществе.

Первые два  занятия помогли детям осознать, что для эффективной работы в группе, необходимо создание благоприятной атмосферы, научиться определять личностные качества участников занятия, развить творческие способности, коммуникативные навыки. Занятия прошли очень интересно и продуктивно.

План работы практического психолога на 2017-2018 учебный год